Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с №2
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) на основе федеральной
образовательной программы дошкольного образования, утверждённой приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.
Программа
позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
1) обучение и воспитание ребёнка
дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ
его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту
содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания
дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого образовательного
пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную
организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям)
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа определяет единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися и планируемые
результаты освоения образовательной программы.
Обязательная часть Программы
соответствует Федеральной программе и оформлена в виде ссылки на нее. Программа
определяет объем обязательной части, который в соответствии со ФГОС ДО составляет
не менее 60% от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более
40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий,
в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная
деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и
планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов Федеральной программы.
Программа включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее -
Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
В Программе содержатся целевой, содержательный и
организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели,
задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в
младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и
содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В
нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и
культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи
коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с
особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в
том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и
детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая
программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РПГТС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной
литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также
примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок
дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
ДОО предоставлено право выбора способов реализации
образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений
педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а
также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их
потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программ, направленных на обучение и
воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе,
предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.